Нужно ли менять медкнижку при смене работы
Для ответа на вопрос обратимся к ситуациям, когда он возникает. Это происходит при переходе работника из одной компании в другую с сохранением должности, либо при смене деятельности, например, человек осваивает новую профессию. При трудоустройстве на сходную с прежней вакансию проходить заново медосмотр не потребуется, если срок действия предыдущего не истек. Работодатель только проинформирует Роспотребнадзор о приеме на работу специалиста.
Совсем другое дело — смена профессии, поскольку перечни врачебных осмотров и анализов в разных сферах деятельности не одинаковы. В такой ситуации принятому на работу сотруднику придется пройти предварительный медосмотр и получить врачебное заключение о пригодности к выполнению новых профессиональных обязанностей по состоянию здоровья и санэпид-статусу.
Что такое медицинская книжка и для чего она используется
По Приказу Роспотребнадзора № 90н от 18.02.2022 г. утверждена форма электронной личной медкнижки (ЭЛМК), порядок ее оформления и перечень специальностей, для которых получение этого документа обязательно при трудоустройстве и в дальнейшем. Статьей 213 ТК РФ определено: на работодателя возложена обязанность по оплате услуг лицензированных медучреждений по проведению предварительных и периодических медосмотров в целях оформления и продления ЭЛМК.
Предъявлять действующую ЭЛМК или оформлять впервые такой документ при трудоустройстве обязаны следующие специалисты:
- работники социальных служб;
- сотрудники детских образовательных, досуговых и спортивных учреждений — учителя, воспитатели, преподаватели, репетиторы и т.д.;
- фармацевты;
- водители общественного и грузового транспорта, такси;
- продавцы;
- персонал салонов красоты, домов отдыха, гостиниц. хостелов, массажных салонов, домов быта, бань;
- работники предприятий ЖКХ — дворники, сантехники, электрики и т.д.;
- сотрудники предприятий общепита и пищевой промышленности — повара, официанты, бармены, пекари, работники кухни и т.д.;
- персонал компаний, специализирующихся на водоподготовке, поставке питьевой воды. станций водоочистки и водоподготовки.
Все оформленные медкнижки имеют уникальный номер и штрих-код, которые регистрируются в Едином реестре в подсистеме ЭЛМК. Также в документе содержится информация:
- дата оформления;
- ФИО, дата рождения и адрес владельца;
- сведения о работодателях;
- данные о вакцинации и перенесенных инфекциях;
- заключения о прохождении медосвидетельствований;
- дата очередного периодического медосмотра;
- подтверждение сдачи санминимума;
- дата очередной аттестации.
Если у работника из приведенного перечня профессий нет медкнижки или истек срок действия последнего медосмотра, работодатель не вправе допустить его к работе. Помимо медицинских осмотров работники проходят компьютерное тестирование после 12 часов обучения по программе профессиональной гигиенической подготовки (Приказ Минздрава РФ № 229 от 29.06.2000 г.).
Сдача санминимума проводится:
- при трудоустройстве после предварительного медосмотра;
- ежегодно после периодического медосвидетельствования — для работников пищевых производств, а также пунктов питания дошкольников и школьников;
- каждые 2 года — для остальных специалистов.
Санминимум, как и медосмотры, проводятся платно и эти расходы обязан нести работодатель.
Когда необходимо менять медицинскую книжку
Медкнижки на бумажных бланках (их срок действия истекает до 01.09.2025 г.) подлежат замене, как только в них заканчиваются чистые страницы. При этом замена происходит на электронную версию (ЭЛМК). Проверить наличие у работника книжки можно в Едином реестре. Для этого потребуется типографский номер ЛМК или штрих-код ЭЛМК.
Нужно ли менять медицинскую книжку при переходе на новое место работы
При смене работы в бумажный бланк вносится соответствующая запись. Менять его на другой бумажный бланк не нужно. Если истек срок действия предыдущего медосмотра, то оформляется новая ЭЛМК в стандартном порядке после прохождения медосвидетельстования в лицензированном медцентре и сдачи санминимума.
Замена ЭЛМК не предусмотрена. Если работник не проходит в установленные сроки медицинский осмотр, то действие книжки приостанавливается до момента прохождения предварительного или периодического медосмотра. После этого ЭЛМК продолжит действовать в течение года (у некоторых профессий — полгода).
Риски использования бумажной ЛМК
Подделать ЭЛМК невозможно и в этом состоит главное преимущество электронного документа. Бумажные бланки раньше довольно часто подделывались, что нередко приводило к тяжелым последствиям. Работодатель, если будет выявлен факт подлога, будет наказан административным штрафом до 300 000 руб, а при причинении вреда здоровью людей — штраф увеличивается до 500 000 руб. Также при создании угрозы распространения эпидемии, причинении смерти несоблюдением санитарно-эпидемиологических норм виновным лицам грозит уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.
Полезные советы работникам
Чтобы оформление ЭЛМК прошло без задержек, необходимо провести несложную подготовку:
- пройти регистрацию личного кабинета на портале Госуслуг и загрузить в базу данных персональные документы (паспорт, СНИЛС, полис ОМС, диплом о среднем профессиональном или ином образовании и т.д.);
- в том случае, если медосмотр проводится за счет работника, необходимо сохранить кассовый чек об оплате и передать его работодателю для компенсации затрат.
При прохождении медосмотра убедитесь, что медцентр имеет соответствующую лицензию, так как в противном случае врачебное заключение будет недействительным.
В заключение
Медкнижку не нужно менять при переходе с одной работы на другую. Однако важно контролировать актуальность данных в ней, так как перечисленные в Приказе № 90н профессии обязаны регулярно проходить периодические медосмотры и сдавать санитарный минимум.
следующие статьи!